Отчет по самообразованию
«Формирование у младших дошкольников навыков самообслуживания»
за 2024 - 2025 учебный год
В 2024 - 2025 учебном году я начала работу над темой самообразования «Формирование у младших дошкольников навыков самообслуживания».
Самообслуживание - это первая ступень трудового воспитания детей дошкольного возраста. Формирование навыков самообслуживания имеет огромное значение для социального развития ребенка.
Дети, умеющие сами себя обслуживать, чувствуют себя хорошо в коллективе, у него больше времени для контакта со сверстниками и общения. Конечно, дети по-разному усваивают действия и правила, которым их обучают взрослые. Вместе с тем, у каждого ребенка при правильном воспитании устанавливается стремление все делать самостоятельно.
Сущность труда в этом возрасте увеличивается, и развиваются умение доводить начатое дело до конца. Немаловажно позволить детям больше самостоятельности в самообслуживании. В процессе самообслуживания у детей развиваются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. В детском саду воспитатели формируют простейшие навыки самостоятельности у детей, а в семье нередко бывает так, что родители не продолжают эту работу. Детям нелегко подстраиваться к противоречивым требованиям взрослых. Поэтому, для эффективного становления навыков саморазвития у ребенка очень важна совместная работа дошкольной организации и семьи.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Творческий подход, мастерство и желание позволяет мне реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у детей положительные эмоции от общения с миром знаний.
Цель моей работы: показать использование приемов трудового воспитания, формирования навыков самообслуживания у детей младшей группы.
Поставила перед собой задачи:
1. Воспитывать опрятность у детей, учить следить за внешним видом, замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
2. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды).
3. Учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, сухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место, своевременно пользоваться носовым платком, полоскать рот.
4. Формировать навыки еды : не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом. Учить правильно, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Актуальность:
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
В этом году мною были проведены консультации для родителей:
- «Самообслуживание в жизни ребёнка».
- «Как приучить ребёнка быть аккуратным».
-«Буклет для родителей «Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самообслуживания»
- Занятие по познавательному развитию на тему: «Одежда».
- Занятие по ИЗО (рисование) «Клетчатое платье для куклы»
- Занятие по аппликации «Сапожки»
-В течение года проводила игры направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Навыки самообслуживания и проблемы их развития.
Самообслуживание - это, прежде всего стремление и способность к самостоятельности. Сдерживая инициативу ребенка, взрослый способен привести к проблемам в отношениях ребенка и взрослого. Поэтому нужно быть терпеливыми и понимающими.
В формировании навыков самообслуживания у ребенка значимую роль оказывает обучение трудовой деятельности. Ребенок, пребывая в семье, детском саду, на улице - повсеместно, так или иначе, граничит с трудом взрослых, наблюдает его и пользуется его результатами. Трудолюбие и способность к труду закладывается с самого раннего детства, от природы эти качества не даются. Воспитывая ребенка в семье, родители не уделяют должного значения воспитанию самостоятельности у детей, считают их слишком маленькими, пытаются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же демонстрируют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам.
В ходе обучения трудовым навыкам я старалась развивать у детей стремление проделать самостоятельно все то, что им посильно, помогать, если они нуждаются в помощи. Чтобы дошкольники не испытывали досаду, огорчение от неблагополучных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, иначе возникнет неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Следует помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от полученных результатов, от своей полезности другим. Основополагающие виды труда в детском саду - это самообслуживание, труд в природе, ручной труд, хозяйственно - бытовой труд.
В результате проделанной работе с детьми и родителями у большинства детей уже сформировались основные навыки по самообслуживанию (научились сами одевать и снимать одежду, расстегивать молнию на куртке, убирать одежду в шкаф, вешать на стульчик после раздевания. Дети умеют держать ложку, пить из кружки, есть суп из тарелки, вытирать рот салфеткой, уносить чашки после приема пищи, мыть руки, вытирать полотенцем).
Таким образом можно сказать, что только круглогодичный, системный подход в организации по формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста в ДОУ и семье позволит эффективно способствовать самостоятельности и аккуратности ребенка, что позволит достичь положительных результатов.